Вызвать врача

Запись на приём

Педиатрия

Как ребенок должен разговаривать?!

Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются. Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются.

Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.

В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба. Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.

Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

Причинами речевых нарушений могут быть:

  • Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей: профессиональные «вредности», наркомания, алкоголизм и курение, аборты.
  • Неблагоприятные факторы, потенциально влияющие на будущую речь ребенка во время беременности: токсикозы беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.), резус конфликт, падения и ушибы матери во время беременности, острые стрессовые ситуации, осложнения при родах.
  • Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга (менингит), недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм. 
  • Социальные факторы: двуязычие в семье, наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей, обстановка, когда родители сознательно «подстраиваются» под речь ребенка, «сюсюкают» с ним либо, напротив, невнимательно относятся к речи ребенка.

Итак, Вы обнаружили, что у Вашего ребенка не все звуки произносятся правильно и часть слов он «проглатывает» Что делать в таких случаях? Немедленно обращаться к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным!
Чаще всего задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка – не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Что может логопед?

На логопедических занятиях работа ведется по следующим направлениям:

  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • Совершенствование фонематических процессов
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • Развитие связной речи;
  • Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Логопедическая работа проводится 2 раза в неделю. График работы  - индивидуальный.

Чем именно мы занимаемся на логопедических занятиях?

Лексико-грамматические занятия.

Берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

  • По расширению и активизации словаря;
  • По отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существи-тельных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже); 
  • По выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения; 
  • По обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
  На занятиях по  развитию фонематического слуха ребенок учится различать звук на слух, вычленять его из речи («Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» и пр).

Занятия по развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания и занятия по развитию мелкой моторики: массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика, формирование аккуратности и моторной ловкости.

Занятия по звукопроизношению включают следующие этапы:

  • Артикуляционные упражнения;
  • Коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

Помните, что для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми!

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  •  Не ругать за неправильную речь;
  •  Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  •  Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  •  Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом;
  •  Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!

Другие статьи

Aug 15, 2017
Биохимический анализ крови

Биохимические анализы  позволяют врачу  создать более полную картину заболевания, а также подтвердить предполагаемый диагноз.

Aug 9, 2017
Идите к ортодонту как можно раньше!

Молочные зубы требуют такой же заботы, как и постоянные. Они должны простоять свой срок и выпасть сами, когда положено.

Aug 12, 2017
Аллергенспецифическая иммунотерапия (асит)

За последние 30-40 лет во всем мире и, особенно, в развитых странах наблюдается неуклонный рост заболеваемости аллергией.

Aug 11, 2017
Кабинет «Охраны зрения»

Появление новых мультиков, фильмов для родителей является «палочкой - выручалочкой». Всё просто,- включи телевизор и спокойно можешь делать свои дела.

Aug 12, 2017
Первая помощь при обмороке

Обморок (синкопа) – приступ кратковременной утраты сознания, обусловленный временным нарушением мозгового кровотока.

Aug 12, 2017
Прививки от гепатита новорожденным

Прививка от гепатита новорожденным назначается еще в родильном доме. Она помогает защитить детей от заражения вирусом.

Aug 12, 2017
Исправление прикуса у детей и взрослых

Ортодонтия - это область стоматологии, которая занимается диагностикой, профилактикой и лечением аномалий прикуса зубов и челюстей.

Aug 15, 2017
Анализ на онкомаркеры

Лабораторные исследования, направленные на выявление онкомаркеров, предоставляют ценную диагностическую информацию.

Aug 15, 2017
Анализ на гормоны

Анализ на гормоны используется в эндокринологии, гинекологии, урологии, андрологии, невропатологии, гастроэнтерологии, онкологии.

Aug 9, 2017
Если у ребенка болит живот

Чаще всего болевой синдром сопровождается диспепсическими расстройствами (тошнотой, отрыжкой, неустойчивым стулом, запорами). Важным симптомом является увеличение печени связанное с застоем желчи.

Aug 12, 2017
Что такое ВАКЦИНАЦИЯ

В этой статье мне хотелось бы ответить на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу проведения или не проведения профилактической вакцинации детей.

Aug 15, 2017
Анализ на микоплазмоз

Своевременное выявление возбудителя позволяет провести лечение, которое не только устранит инфекцию, но и предупредит развитие ряда осложнений.

Aug 9, 2017
Несколько слов о наследственности!

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Aug 10, 2017
Бактериальный вагиноз

В настоящее время успех лечения дисбактериоза влагалища зависит от точной постановки диагноза, который основан на тщательном анализе данных анамнеза, клинических и лабораторных методов исследования.

Aug 12, 2017
Питание и фитнес

При регулярных занятиях фитнесом необходимо задуматься о качестве и составе своего ежедневного питания.