Колл-центр работает ежедневно с 7-00 до 22-00
Записаться на прием

Как ребенок должен разговаривать?!

Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются. Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются.

Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.

В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба. Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.

Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

Причинами речевых нарушений могут быть:

  • Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей: профессиональные «вредности», наркомания, алкоголизм и курение, аборты.
  • Неблагоприятные факторы, потенциально влияющие на будущую речь ребенка во время беременности: токсикозы беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.), резус конфликт, падения и ушибы матери во время беременности, острые стрессовые ситуации, осложнения при родах.
  • Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга (менингит), недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм. 
  • Социальные факторы: двуязычие в семье, наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей, обстановка, когда родители сознательно «подстраиваются» под речь ребенка, «сюсюкают» с ним либо, напротив, невнимательно относятся к речи ребенка.

Итак, Вы обнаружили, что у Вашего ребенка не все звуки произносятся правильно и часть слов он «проглатывает» Что делать в таких случаях? Немедленно обращаться к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным!
Чаще всего задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка – не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Что может логопед?

На логопедических занятиях работа ведется по следующим направлениям:

  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • Совершенствование фонематических процессов
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • Развитие связной речи;
  • Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Логопедическая работа проводится 2 раза в неделю. График работы  - индивидуальный.

Чем именно мы занимаемся на логопедических занятиях?

Лексико-грамматические занятия.

Берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

  • По расширению и активизации словаря;
  • По отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существи-тельных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже); 
  • По выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения; 
  • По обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
  На занятиях по  развитию фонематического слуха ребенок учится различать звук на слух, вычленять его из речи («Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» и пр).

Занятия по развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания и занятия по развитию мелкой моторики: массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика, формирование аккуратности и моторной ловкости.

Занятия по звукопроизношению включают следующие этапы:

  • Артикуляционные упражнения;
  • Коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

Помните, что для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми!

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  •  Не ругать за неправильную речь;
  •  Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  •  Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  •  Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом;
  •  Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!

Автор материала: врач-педиатр клиники на Никулинской Протасова М.П.

Наши специалисты
Шкарупа
Елена
Викторовна
Педиатр, Детский эндокринолог
Стаж работы с 2020 года
Куркино
Полякова
Мария
Александровна
Гастроэнтеролог, Педиатр
Стаж работы с 2016 года
Куркино
Колиниченко
Татьяна
Владимировна
Педиатр
Стаж работы с 2007 года
Куркино
Тарасова
Ляйля
Раифовна
Физиотерапевт, Педиатр
Стаж работы с 1985 года
Кандидат медицинских наук
Строгино
Семенюк
Мария
Александровна
Педиатр
Стаж работы с 2004 года
Куркино
Юдкова
Наталья
Викторовна
Физиотерапевт, Педиатр
Стаж работы с 2007 года
Марьино
Лезина
Юлия
Игоревна
Педиатр
Стаж работы с 1996 года
Коммунарка
Протасова
Марина
Петровна
Педиатр
Стаж работы с 1992 года
Юго-Западная
Ильина
Ирина
Дмитриевна
Педиатр
Стаж работы с 1994 года
Кандидат медицинских наук
Юго-Западная
Сапунова
Светлана
Валерьевна
Педиатр, Детский эндокринолог
Стаж работы с 2008 года
Зам. главного врача по педиатрии
Куркино
Телицына
Евгения
Владимировна
Педиатр
Стаж работы с 2009 года
Куркино
Букреева
Екатерина
Павловна
Педиатр, Аллерголог-иммунолог
Стаж работы с 2020 года
Юго-Западная
Строгино
Ермолина
Наталия
Анатольевна
Педиатр
Стаж работы с 2005 года
Марьино
Чернышева
Ольга
Анатольевна
Педиатр
Стаж работы с 1986 года
Врач высшей категории
Марьино
Ермачкова
Галина
Анатольевна
Педиатр
Стаж работы с 1982 года
Марьино
Грибина
Наталия
Николаевна
Педиатр
Стаж работы с 1995 года
Кандидат медицинских наук Зам. главного врача по клинико-экспертной работе
Коммунарка
Гречаная
Евгения
Владимировна
Гастроэнтеролог, Педиатр
Стаж работы с 2005 года
Строгино
Петрова
Елена
Юрьевна
Педиатр
Стаж работы с 1982 года
Врач высшей категории
Куркино
Лаптева
Светлана
Павловна
Педиатр
Стаж работы с 1997 года
Юго-Западная
Саламаха
Сергей
Николаевич
Педиатр
Стаж работы с 2012 года
Коммунарка
Полякова
Марина
Пеповна
Педиатр
Стаж работы с 1991 года
Юго-Западная
Иванова
Ирина
Анатольевна
Физиотерапевт, Педиатр
Стаж работы с 2010 года
Строгино
Королевская
Оксана
Владимировна
Педиатр
Стаж работы с 1996 года
Врач первой категории
Коммунарка
Панченко
Елена
Ивановна
Педиатр
Стаж работы с 1977 года
Врач первой категории
Куркино
Пасечник
Ольга
Валерьевна
Педиатр
Стаж работы с 1997 года
Врач первой категории
Строгино
Пенькова
Жанна
Петровна
Педиатр
Стаж работы с 1985 года
Врач высшей категории
Куркино
Химки
Рижинашвили
Кристина
Рубеновна
Педиатр
Стаж работы с 2016 года
Химки
Дацаева
Тамила
Абуевна
Педиатр
Стаж работы с 2018 года
Куркино
Покидова
Анастасия
Сергеевна
Педиатр
Стаж работы с 2011 года
Куркино
Беляева
Ольга
Николаевна
Педиатр
Стаж работы с 1984 года
Коммунарка
  • 2 550 руб.
  • 2 300 руб.
  • Консультация врача-педиатра ребёнка 1-го года жизни
    2 800 руб.
  • Профилактический осмотр врача-педиатра перед вакцинацией
    1 800 руб.
  • Оформление карты для поступающих в д/с, школу форма 026/у (без стоимости анализов, исследований и консультации врачей специалистов)
    3 700 руб.
  • Оформление выписки из амбулаторной карты ребенка
    1 300 руб.
  • Оформление формы 063/у, прививочного сертификата
    1 200 руб.
  • 3 800 руб.
  • 3 500 руб.
  • 3 500 руб.
  • 3 150 руб.
  • 16 720 руб.
  • 29 670 руб.
  • 16 680 руб.
  • Оформление санаторно-курортной карты для детей форма 076/у(без стоимости анализов, исследований и консультации врачей)
    3 300 руб.
  • Оформление справки в бассейн для ребенка (без стоимости анализов)
    1 650 руб.
  • Оформление справки форма 079/у для санаторного оздоровительного лагеря (без стоимости анализов, исследований и консультации врачей)
    2 750 руб.
  • Оформление справки о группе здоровья для ребенка (без стоимости профилактического осмотра врача, анализов, исследований и консультации врачей специалистов)
    700 руб.
  • Консультация по результатам анализов и исследований сторонних ЛПУ первичная
    3 050 руб.

Другие статьи

Диспансеризация или профосмотры у детей

Расскажем, в каком возрасте нужно проходить диспансеризацию ребенку и для чего она нужна.

Хронический пиелонефрит

Проявления хронического пиелонефрита зачастую скудные и проявляются в периоды обострений. Многие авторы отмечают волнообразность его клинического течения.

Нарушения менструационного цикла

Нарушение менструального цикла (НМЦ) - достаточно распространенная гинекологическая проблема. Медицинские клиники IММА оказывают полный спектр услуг по диагностированию и лечению нарушений менструального цикла.

Медикаментозный аборт

В наших клиниках под наблюдением врача акушера-гинеколога, имеющего сертификат, подтверждающий право применения этого метода, проводится медикаментозный аборт.

Отдых на открытых водоёмах

Лучше всего отдыхать у водоема с детьми в утреннее время с 9:00 до 11:00 и в вечернее время с 17:00 до 19:00. 

Заболевания, передающиеся половым путем

Современная женщина ведет активный образ жизни, делая карьеру, много работает. Не  забывает заботиться о том, чтобы хорошо выглядеть.

Вазомоторный ринит

Вазомоторный ринит — это состояние, при котором сосуды в носу становятся чувствительными и реагируют на раздражители, вызывая заложенность носа, чихание и носовые выделения без наличия инфекции.

Синдром расстройства питания

При синдроме расстройства питания люди начинают испытывать сильное беспокойство по поводу внешнего вида своего тела.

Что делать, если холестерин высокий?

Традиционно повышенный уровень холестерина считается одной из основных, но недоказанных причин образования атеросклеротических бляшек в кровеносных сосудах.

Рак молочной железы

Рак молочной железы — наиболее распространенный вид опухоли у женщин, который составляет около 20% всех новообразований и занимает первое место в структуре онкологической патологии у женщин. Рак молочной железы может  встречаться и у мужчин, но значительно реже, случаи этого вида рака у мужчин составляют менее 1 % от общего количества больных данным заболеванием.

Дополнительная вакцинация

Вакцины против пневмококковой инфекции эффективно сочетаются с гриппозными вакцинами, снижая частоту ОРЗ, включая бронхиты и пневмонию в 14 раз.

Ребенок часто болеет

Частые ОРЗ у детей представляют собой не только медицинскую проблему, ни и имеют серьезные социальные и экономические последствия.

Семейная медицина

Чем выше уровень подготовки семейного врача, тем меньше ему приходится привлекать узких специалистов в простых случаях и это ускоряет начало реального лечения.

Лечение постинсультной, посттравматической спастичности.

  После перенесенного инсульта, травмы головного мозга жизнь пациента, а также его семьи, меняется радикальным образом вследствие потери трудоспособности самим пациентом, расходов, связанных с последующим уходом за ним и реабилитацией.